Если для отопления помещений было выбрано дизельное топливо, и хозяин дома сознательно согласился с немалыми затратами по устройству дизельной котельной, то первостепенными задачами являются правильный выбор агрегата, горелки и сооружение топливохранилища.
Расчёт количества топлива для дизельной отопительной установки
Внимание! Для современных жидкотопливных отопительных агрегатов с импортными горелочными устройствами необходимо приобретать качественное топливо, которое должно соответствовать сезону использования.
Для определения объёма топливохранилища необходимо предварительно рассчитать примерный расход дизтоплива за определённый промежуток времени.
Если для обогрева используется дизельный котёл отопления, какой расход топлива в час можно рассчитать по несложной формуле – коэффициент 0,1 необходимо умножить на мощность агрегата. Это означает, что для обеспечения работы дизельной отопительной установки мощностью 10 кВт в час будет расходоваться 1 кг дизтоплива.
Для отопления дома площадью 200 м2, расположенного в средней полосе России, за сезон понадобится примерно 5000 л дизтоплива.
Выбор места для топливохранилища
Место для хранения дизтоплива должно выбираться в соответствии с правилами и нормами пожарной безопасности.
Внимание! Топливохранилище необходимо располагать таким образом, чтобы к нему был обеспечен свободный подъезд в течение всего года для привозки или аварийной откачки дизтоплива.
В СП 41-104-2000 установлено ограничение по объёму расходного бака, расположенного непосредственно в котельной. Его вместимость не должна превышать 0,8 м3.
Проведём несложный расчёт. Плотность зимнего дизельного топлива составляет 840 кг/м3, то есть, в баке объёмом 0,8 м3 его содержится 0,8*840=672 кг. Предположим, нам необходимо обогреть домостроение площадью 100 м2, для чего установлен агрегат мощностью 10 кВт. Его суточный расход составляет 24 кг дизтоплива. Следовательно, топливных запасов, которые можно хранить непосредственно в котельной, хватит на 672/24=28 суток. Из этого следует, что каждые четыре недели придётся вызывать топливозаправщик. Для обогрева домов большей площади это придётся делать ещё чаще.
Совет! Для встроенных в жилое здание и пристроенных к нему дизельных котельных обычно предусматривают сооружение хранилища для топлива, располагаемого вне котельной и отапливаемого домостроения.
Количество резервуаров с топливом, которое может храниться вне котельной, правилами не регламентируется.
Внимание! Как правило, суммарные запасы дизтоплива для автономной котельной составляют не более 20 000 литров.
Варианты расположения внешнего топливохранилища:
- Помещение для топливных резервуаров может пристраиваться к жилому зданию на собственном фундаменте. Располагают его, как правило, под землёй.
- Более распространённым вариантом топливохранилища является ёмкость, заглубленная в землю и расположенная на некотором расстоянии от здания. Между стенами котлована и ёмкости должен оставаться просвет, равный 200 мм. Дно котлована засыпают цементно-песчаной подушкой или накрывают железобетонной плитой толщиной 200 мм. Засыпка производится смесью цемента и песка в соотношении 1:5. Насыпаемые слои периодически уплотняют и параллельно постепенно заполняют ёмкость водой. Уровень заполнения бака должен быть на 200-300 мм выше уровня засыпки.
Совет! Если грунтовые воды находятся высоко – ёмкость с топливом крепят к бетонной плите стропами.
Требования к бакам, используемым для хранения топлива
Независимо от того, где устанавливается ёмкость для топлива, она должна быть сертифицирована.
Внимание! Приобретение «экономных» вариантов ёмкостей, выполненных без проекта и соблюдения нормативных правил, может стать причиной возникновения протечек в таких баках. Ситуация усугубляется высокой текучестью дизельного топлива, которое проникает даже через незначительные трещины и щели. При использовании таких ёмкостей сильный и стойкий запах топлива будет присутствовать и в самом доме, и на прилегающем участке.
Среди ёмкостей, произведенных в промышленных условиях, наиболее популярны наземные вертикальные баки вместимостью 700-2000 литров. Для создания хранилища большего объёма баки связывают в, так называемый, фикс-пакет, с использованием элементов топливной обвязки.
Особого внимания заслуживают баки, для производства которых используется полиэтилен. Они изготавливаются на выдувных или ротационных установках. На рынке представлены модели немецкой фирмы Dehoust – Trio-Tank Trio-Sistemtank и продукция российского производства – баки Анион.
Фирма Roth выпускает полиэтиленовые баки, защищённые сверху от ультрафиолетовых лучей слоем оцинкованной стали, который также эффективно препятствует возникновению запаха топлива снаружи.
Для подземной установки выпускают баки, ёмкость которых находится в диапазоне 2000-20000 литров. Хорошо зарекомендовала себя продукция из армированного стеклопластика финской фирмы Labko. На срок службы более 55 лет рассчитаны полиэтиленовые баки марки Тритон-ДТ. Их вместимость может составлять 2-15 тыс. литров.
Внимание! При прокладке топливных магистралей следует помнить, что снижение температуры приводит к повышению вязкости дизельного топлива. Поэтому при расположении баков с топливом на значительном удалении от отапливаемого здания, магистральная труба должна укладываться ниже глубины, на которую промерзает грунт.
Экономия на первоначальных затратах может стать причиной неоправданно высоких эксплуатационных расходов в будущем. Поэтому, чтобы уменьшить расход топлива, дизельный котёл должен быть исключительно высококачественным, способным обеспечить максимально возможный КПД. Даже не очень большая экономия топлива, достигнутая благодаря эффективности оборудования, позволяет сэкономить за весь период его эксплуатации крупные суммы.