Для чего нужен байпас в системе отопления?

Что собой в принципе представляет любой байпас?

У неискушенного пользователя может сложиться первое впечатление, что за названием «байпас» кроется какое-то сложное по своему строению, монтажу и принципу работы устройство, в чем разодраться без соответствующей подготовки – просто невозможно. На самом деле – все намного проще. Наверняка каждый видел этот самый байпас воочию, просто не представлял, что это именно так называется.

Подсказка кроется уже в самом названии. Попробуйте ввести слово «bypass» в любой из онлайн-переводчиков, и сразу получите кучу вариантов, объединенных одним смыслом – «обход», «объезд», «обходной путь», «обтекать», «идти обходным путем» так далее.

Байпас – это всего лишь труба-перемычка, создающая возможность альтернативного направления перемещения жидкости

Байпас – это всего лишь труба-перемычка, создающая возможность альтернативного направления перемещения жидкости

В сантехнической практике байпасом принято называть трубу-перемычку, врезанную в обход того или иного прибора. Она создает возможность альтернативного направления потока жидкости (обычной воды в водопроводных системах или теплоносителя в системах отопления). Байпас может работать в неуправляемом режиме, то есть быть открытым постоянно, иметь клапанные или другие устройства, автоматически переключающие поток жидкости по мере необходимости, либо управляться вручную, посредством установленных на него кранов или вентилей.

В системах отопления байпасы могут устанавливаться на различных участках. Чаще всего – это обвязка радиаторов отопления. В автономных системах частных домов он находит традиционное применение в узле циркуляционного насоса. В сложных по структуре системах отопления коллекторного типа байпас становится составляющей деталью смесительного узла. И, наконец, применяется он и при обвязке твердотопливных котлов.

Какие функции выполняет

По сути, байпас является обычной перемычкой, благодаря которой теплоноситель может свободно течь, обходя какое-либо оборудование. Благодаря такому простому элементу, представляющему собой кусок трубы можно решить самые разноплановые задачи, из-за чего данная деталь важна в любой схеме.

Если рассматривать конкретно циркуляционный насос, то существует несколько важных факторов, зачем нужен байпас в системе отопления. Данное устройство позволяет:

  • исключить аппарата из теплонесущего контура;
  • предотвратить у двигателя холостой ход;
  • делать точную настройку отопления;
  • производить ремонт или сервисное обслуживание без отключения отопления.

Главными плюсами системы оборудованной циркуляционным нагнетателем являются высокая скорость циркуляции теплоносителя по магистрали, а также некоторое игнорирование сопротивляемости действующего контура.

Но есть нюанс – данная схема не работает без подачи электроэнергии.

Кроме этого, при необходимости перехода работы системы на естественную циркуляцию, из-за насоса будет создаваться дополнительное сопротивление. Это может произойти в том случае, когда двигателю потребуется срочный ремонт. Для устранения данного сопротивления потребуется байпас.

Кроме того, байпас потребуется в тех ситуациях, когда необходимо спустить воду или наполнить контур жидкостью. В этом случае нагнетатель является препятствием на пути циркуляции, из-за чего может возникнуть воздушная пробка. Байпас позволяет обеспечить свободное прохождение теплоносителя, предотвращая проблему.

И наконец, во время настройки производительности часть нагрузки ложится на него, что защищает насос. Настройка системы производится достаточно редко, но дополнительная страховка лишней не бывает.

Виды перемычек

Существует три типа байпаса, их можно различить по механизмам, отвечающих за запорную функцию, выглядит список так:

  1. Для управления применяется механическое воздействие.
  2. Нерегулируемые, статичные модели.
  3. Элементы, снабженные автоматикой.

Каждый из представленных видов имеет свои особенности, касающиеся конструкции, способы применения также несколько отличаются. Чтобы подробно разобраться во всех мелких моментах и понять, какой нужен байпас, стоит рассмотреть каждый вариант исполнения по отдельности.

С ручным регулированием

Для регулировки в этой ситуации применяется шаровой кран, подобный тип обхода обрел широкую популярность потому, что в момент открытия проходимость трубы полностью соответствует общепринятым требованиям, а при необходимости путь можно без проблем отсечь.

Отсутствие гидравлического сопротивления благотворно сказывается на функционале магистрали, а с помощью дополнительного элемента получится регулировать напор жидкости.

Для чего нужен байпас в системе отопления?

Специалисты советуют обратить внимание на один нюанс, кран на байпасе со временем может прикипеть, чтобы избежать таких негативных последствий, необходимо периодически его проворачивать, не допуская простоя конструкции.

Зачастую тип подключения, который в дальнейшем будет регулировать ручной байпас, используют для подключения батарей в однотрубном контуре или при обвязке циркулярного насоса.

Автоматический

Из известных видов можно выделить:

  1. Клапанный.
  2. Инжекционный.

Подобные агрегаты получится заметить в магистрали гравитационного вида, поскольку для хорошей работы отопления не потребуется установка оборудования, отвечающего за принудительное передвижение теплоносителя. Клапанный тип приспособления служит для предотвращения беспрепятственного движения жидкости в обратную сторону.

Для чего нужен байпас в системе отопления?

Из недостатков стоит выделить повышенную чувствительность главного элемента к чистоте воды, внести неполадки в процесс циркуляционного насоса с байпасом могут такие неприятные загрязнения как:

  1. Накипь.
  2. Ржавчина.
  3. Металлическая стружка.
  4. Окалины.

Инжекционная модель функционирует по принципу гидроэлеватора, в момент запуска насосного оборудования некоторая часть диффузора патрубка входа заполняется жидкостью, где она ускоряется. В момент разряжения за счет сужения трубы теплоноситель с обхода затягивается и направляется уже с другой скоростью благодаря передаче кинетической энергии.

При выключенном насосе магистраль может плодотворно работать в естественном режиме, вода спокойно проходит через обвод, подобные конструкции намного реже засоряются, это обусловлено отсутствием точно подогнанных деталей.

Нерегулируемый

На такой составляющей системы отопления нет дополнительного оборудования, оно выглядит как обычная обходная труба. Режим становится неуправляемым, жидкость проходит через просвет в магистрали постоянно, подобные элементы были предусмотрены для подключения радиаторов.

В схеме с вертикальной установкой байпаса в системе отопления нужно учесть некоторые нюансы, диаметр сечения обхода должен быть немного меньше трубы контура. Горизонтальный тип врезки потребует соблюдения других требований, ведь горячая вода будет стремиться вверх, перемычку нужно создать с таким же диаметром как магистраль, а патрубок, подходящий к батарее меньшего сечения.

Схемы: основные типы и сферы их применения

Для начала определимся что такое байпас в стабилизаторе напряжения применительно к электрическим цепям. Если в каких-то случаях требуется исключить некоторый участок или элемент цепи от влияния на общий результат, то искусственно создается обходной путь — путь в обход этого участка или элемента.

Этот путь и называется «байпасом» (от англ. слова bypass — обход, шунт). А работа цепи с включенным обходным путем называется режимом байпаса.

Применительно к стабилизаторам, включенный байпас означает, что входное напряжение подается непосредственно на выход и никакой стабилизации не производится.

Некоторые производители стабилизаторов вместо непонятного слова «bypass» пишут слово «обход», а иногда — вообще «транзит», но суть от этого не меняется.

Электрический байпас для преобразователей напряжения

Обход необходим в тех случаях, когда питание электроприемника осуществляется модифицированным током. Электронные стабилизаторы напряжения и ИБП, преобразуют переменный ток сети в постоянный.

Затем, при помощи инвертора, формируют на выходе правильную синусоиду и ток с минимальным отклонением от установленного напряжения. В случае выхода регулирующего устройства из строя, электричество подается напрямую.

Несмотря на то, что качество электропитания в этом случае заведомо хуже, применение обходной схемы предотвращает полное прекращение электроснабжения.

Байпас для питания электродвигателей

В отличие от стабилизаторов, частотные преобразователи модифицируют, как это следует из названия, частоту электрического тока. Регулировка этого параметра, плавно изменяет частоту вращения электродвигателя. Работа двигателя в обход частотного преобразователя, возможна в части технологических процессов, для их завершения.

Устройства плавного пуска предотвращают преждевременный износ электродвигателей, работающих в режиме пуск/стоп, снижают отрицательное влияние высоких пусковых токов. После запуска двигателя, необходимость в работе УПП отпадает, электромотор переводится на прямое электропитание от сети. Эту задачу выполняет байпас, являющийся частью устройства плавного пуска.

Внутренний и внешний байпас

Встроенный или внутренний байпас представляет собой схему обхода, которая спроектирована и реализована непосредственно в корпусе электротехнического прибора. Наружу выводят только рукоятку или тумблер.

Стабилизаторы, предназначенные для бытового использования, не всегда оснащаются встроенной электротехнической деталью, поэтому при выборе подходящей модели на это нужно обратить внимание. Байпас в домашних условиях эксплуатировать не обязательно

Внешний байпас представляет собой схему обхода, спроектированную и реализованную около регулятора напряжения. Каждый стабилизатор, несмотря на количество фаз и мощность, можно оснастить внешним дополнительным рабочим узлом.

Механический (ручной) байпас

Приводится в действие непосредственно самим потребителем с помощью ручек, кнопок, тумблеров и других подобных приспособлений.

Механический характерен для внешнего однофазного байпаса, который используется в бытовых и универсальных стабилизаторах напряжения, где потребитель страхуется от аварийных ситуаций и предусматривает качественный уход за устройством.

Внешний однофазный байпас применяется в приборах мощностью от 3 кВА, там устройство подключается к сети с помощью клеммного соединения и, в случае аварийной ситуации, нет возможности просто взять и вытащить вилку из розетки.

Для чего нужен байпас в электрике

Устройства, регулирующие электропитание потребителей, как впрочем, и любые другие электроприборы, выходят из строя, требуют технического обслуживания и замены. В этих случаях, на время ремонтных или регламентных работ, электроснабжение переключается на обходную схему вручную.

Читайте также:  Что такое гидрострелка и где её устанавливают?

Автоматический перевод электроснабжения в обход регулирующего прибора, происходит при обнаружении системой самодиагностики неисправности, ведущей к существенным отклонениям от заданных параметров электроснабжения или полному отключению подачи электроэнергии.

Разобравшись, что такое байпас в электрике, обходную схему энергоснабжения можно применять в случаях, когда подача напряжения напрямую, минуя модифицирующие его приборы, лучше, чем аварийное отключение.

Разновидности байпасов

Байпасы классифицируют по двум критериям:

  • тип запорной арматуры;
  • назначение.

По первому признаку различают два вида байпасов:

  1. С краном. Механический вариант байпаса, управление которым осуществляется посредством ручного открывания и закрывания крана. Последний, как правило, расположен по центру трубы-перемычки. Байпасы могут оснащаться двумя типами кранов: шаровым и трехходовым. Друг от друга они отличаются лишь конструкцией, а вот принцип работы обоих кранов практически одинаковый.виды байпасов
  2. С клапаном. Автоматический байпас, работающий в автономном режиме и не требующий регулировки со стороны пользователя. Клапан представляет собой резиновый шар повышенной плавучести. Такой байпас используется вместе с циркуляционным насосом: при его включении клапан под давлением открывает путь для носителя, а при выключении – автоматически закрывает.

Важно! Автоматический байпас с клапаном можно устанавливать только в тех системах отопления и водоснабжения, где используется исключительно чистый носитель – окалина, накипь, ржавчина и другие грязные примеси при попадании на клапан могут спровоцировать его деформацию, вследствие которой запорный механизм перестанет полностью закрываться.

Исходя из назначения, байпасы делятся на:

  • радиаторные – устанавливаются на подходах к батареям отопления и используются для их отключения при необходимости;
  • насосные – монтируются вместе с насосами и используются или для изменения их режима работы, или для полного отключения;

Принцип работы байпасного клапана

Если произошла нестандартная ситуация, отключение электроэнергии или поломка насоса, давление прекращается, и клапан автоматически перекрывает перемычку, пуская воду по естественному ходу. Это позволяет полностью автоматизировать систему отопления. Недостаток автоматического байпаса – чувствительность к сорности воды и мелким загрязнениям. Перед установкой, рекомендуют прочистить водопровод АВД для устранения налетов и ржавчины в трубах и радиаторах.

Байпас для насоса является продолжением обратной трубы, ведущей от радиатора к котлу. Параллельно ей устанавливают насос на патрубках.

Перед началом работ, необходимо определиться с материалом системы водоснабжения. Для труб из полипропилена используют разборные соединения, и сначала собирают блок насоса вместе с байпасом. Ветку подключают при помощи тройников, вмонтированных в основную трубу. При стальном исполнении, сначала впаивают патрубки, потом вентиль на байпасе. Установка системы байпаса производится по направлению к теплоносителю и обязательно должна собираться в определенной последовательности.

Схема сборки:

  • Фильтр;
  • Обратный клапан;
  • Насос принудительного действия.

Диаметр прохода линии байпаса должен быть равен диаметру обратки. Специалисты рекомендуют при монтаже все краны укомплектовать разборными фитингами. В этом случае при ремонте будут устранены различные ситуации.

Принцип работы байпасного клапана

Перед началом монтажных работ по установке насоса, необходимо спустить теплоноситель из системы. Всю конструкцию ориентируют так, чтобы выходные трубопроводы были вертикально либо горизонтально, в зависимости от хода трубы.

Как работает байпасная линия:

  • Собирают участок обвода, который будет располагаться параллельно магистрали;
  • От обратки отрезают участок, равный длине обвода;
  • На концы магистрали устанавливают тройники;
  • Между ними монтируется участок с запорной арматурой или клапаном;
  • Проводят соединение собранного участка обвода с магистралью трубами, равными по длине.

При монтаже необходимо оставить пространство для возможности последующего демонтажа насоса и других элементов. Необходимо правильно сделать монтаж, проследив совпадение стрелки на корпусе с током теплоносителя.

Схема подключения

Чтобы байпас работал как следует, его нужно не только правильно выбрать, но и грамотно установить. Обычно делают подсоединение одного края обходной трубы к патрубку подводки, а другого – к отводному контуру.

Участок от байпаса до вводного отверстия оснащается запирающими деталями, которые или окончательно переводят поток в другую сторону, или разделяют его на две части.

Чтобы можно было полностью перекрыть подачу жидкости на оборудование, кран монтируют еще на отводном патрубке.

Самый простой вариант – патрубок с тройниками, подключаемыми с той и другой стороны.

Схема подключения байпаса

Такие неуправляемые байпасы имеют непрерывно открытый просвет.

В большинстве случаев подобные аппараты нужны для подачи воды на радиаторы.

Поскольку она неизменно движется по маршруту, имеющему минимальное гидравлическое сопротивление, сечение на вертикальных изделиях должно быть меньшим, чем у основных магистралей.

Байпасы, предназначенные для нижних разводок, формируют с тем же диаметром, что и на главном участке, и только отводной патрубок уменьшают. Рекомендуется время от времени прокручивать шаровые краны, чтобы исключить блокировку их при длительном простое.

Схема подключения байпаса

Кроме расчета расстояния, нужно учесть и тот факт, что запорная арматура не может ставиться на обводных перемычках в многоэтажных домах.

При неосторожном обращении или автоматическом срабатывании иные потребители тепла могут быть отключены от магистрали.

А вот рядом с насосом, обеспечивающим циркуляцию, такое оборудование должно ставиться обязательно.

Радиаторы, подсоединяемые в коллекторные и двухтрубные варианты разводки, не должны подключаться к байпасам, поскольку никакого смысла в этом нет. Насосы к байпасу подсоединяют, если система рассчитана на движение воды естественным течением.

Схема подключения байпаса

В таких случаях особое значение имеют:

  • коллектор для разгона;
  • соблюдение проектных уклонов магистрали;
  • необходимый просвет любой трубы.

Конструкция байпаса

Выбор разводки определяется тем, есть ли свободное место. Байпас при создании теплого пола представляет собой составную часть смесителя.

Чтобы подготовить теплоноситель, нужно применять смешивающий блок с трехходовыми клапанами, пропускающими строго ограниченный объем воды.

Прочая часть ее выводится через байпас, после смешивания с покинувшей коллектор холодной жидкостью, движется потом в сторону котла. Особое значение имеет байпас в отопительной магистрали, куда горячую воду подает твердотопливный котел.

Там он помогает сделать малый циркуляционный контур в обвязке. Обводной канал подсоединяют к подающей линии с наиболее нагретой водой; другой участок подключается к трехходовому клапану возвратной линии.

Поэтому в котел возвращается вода, которая прогрета самое меньшее до 50 градусов. Мотив подобного решения – профилактика бурной коррозии, которая часто настигает котлы, работающие от дров или угля.

Отдельно стоит сказать о тупиковой системе отопления и о введении байпасов в нее.

Схема подключения байпаса

Тупиковый вариант является одним из разновидностей двухтрубного контура. Кольца, которые используются для циркуляции, имеют самую разную длину. Конфигурация их делится на вертикальный и горизонтальный форматы.

Вертикаль создается путем включения каждого прибора в ориентированный сверху вниз стояк. Чем ближе к нему кольца, тем они короче; оборотной стороной такого решения становится неоднородность в скорости обращения воды.

Потому в чистом виде подобная система не способна прогревать части дома совершенно одинаково. Практичность под вопросом, и это решение приемлемо (не более) лишь в многоквартирном доме.

Горизонтальная тупиковая система формируется, если к отопительным аппаратам подсоединяется прямой и возвращающий трубопровод.

Габариты связывающих узлов и самих труб оказываются совершенно одинаковы, что существенно упрощает работу проектировщиков, монтажников.

Кроме того, горизонтальное исполнение понижает расход материалов, но несколько затрудняет балансировку работы радиаторов.

Конструкция байпаса
В любом случае, из источника тепла выводится доминирующая труба. По ней разогретая жидкость проникает в компенсирующий бак, где есть слив и сигнализирующий патрубок.

Байпас монтируется либо на вводе в котел, либо на выводе из него. Это определяется предписаниями проекта. Бачок служит для вывода верхнего трубопровода, от которого уже устремляется жидкость по разводке в сторону отдельных радиаторов.

Подготовительные работы

Как установить насос на отопление? При интеграции насоса в действующую систему отопления частного дома необходимо:

  • Предварительно слить воду.
  • Если трубопровод был в эксплуатации уже несколько лет, желательно промыть систему несколько раз для удаления ржавчины и налета.
  • Перед насосом важно установить грязевик. Это, как правило, делается на байпасе. Фильтрация воды необходима для препятствия попадания абразивных частиц металла, песка или водяного налета в насос. Без грязевика данные элементы воздействуют на подшипники и крыльчатку, содействуя досрочному износу. Подойдет обычный фильтр грубой очистки. Емкость для оседания частиц важно установить направленной вниз. Это позволит оседать мусору и сохранять проходимость системы. На фильтре указано стрелочкой направление потока. Проигнорировав это и установив грязевик наоборот, придется чаще чистить емкость от осадка.Фильтр
  • В запланированном месте вырезается участок трубы равный длине собранного насоса с байпасом. Важно отдельно собрать все элементы байпаса и затянуть гайки до готового положения. Так получится точный размер врезаемого сегмента. Это облегчит сварочные работы (ввиду подходящих зазоров) и ускорит процесс запаковки гидроизоляционными материалами соединений.
Читайте также:  что такое инфракрасный обогреватель?

Установка байпаса – условия и способы

Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном

Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем. Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше. Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.

Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:

  • на новый контур;
  • на уже имеющийся контур.

Разницы в монтаже нет никакой. На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток.

Обязательно нужно устанавливать именно шаровой кран, а не обратный клапан, как делают некоторые сантехники.

Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:

  • когда работает насос, то он придает теплоносителю ускорение;
  • вода из обвода попадает в магистраль и начинает двигаться в обоих направлениях;
  • в одну сторону (нужную) она уходит беспрепятственно, а во второй стороне наталкивается на обратный клапан;
  • клапан закрывается и тем самым препятствует циркуляции в обоих направлениях.

То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше. По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.

Дело в том, что тарелка обратного клапана создает сильное гидравлическое сопротивление, равное одному метру. В гравитационном контуре теплоноситель просто не сможет противостоять такому сопротивлению клапана и циркуляция остановится.

Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.

Если же вместо обратного клапана поставить обыкновенный шаровый кран, то вы сами сможете управлять вектором циркуляции воды по контуру. Давайте рассмотрим, как сделать байпас в систему отопления, на котором будет установлен насос. В такой схеме он состоит из отдельных элементов:

  • патрубки с резьбой, которые ввариваются в магистраль;
  • шаровые краны – устанавливаются с обеих сторон;
  • уголки;
  • фильтр грубой очистки – ставиться перед насосом;
  • две американки, благодаря которым насос можно снять для проверки или ремонта.

Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх. Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе.

Чтобы установить обходную трубу байпаса в систему отопления полипропиленовых труб правильно, соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Диаметр обходной трубы берется меньшим, чем диаметр трубопровода;
  2. Перемычка должна располагаться как можно дальше от основного стояка и как можно ближе к обслуживаемому устройству;
  3. Байпас монтируется в горизонтальном положении во избежание появления воздушных пробок;
  4. Устанавливать байпасный отрезок трубы можно только после слива теплоносителя.

Первый способ монтажа перемычки для радиатора – сварной. Включение полипропилена в систему отопления обеспечивает максимальную надежность схемы, но стальные трубы тоже можно использовать, правда, с меньшей эффективностью. ПВХ или металлические трубы для байпаса сверлятся в нужном месте, в отверстие вставляется труба перемычки, стык обваривается.

Второй способ — муфтовый. Радиатор также демонтируется, перемычка крепится на месте при помощи заводских муфт, на краях байпаса врезается запорная арматура. Точно так же радиатор крепится и подключается в схему на новом месте.

О том, как правильно установить байпас в схему «теплый пол», нужно рассказать более подробно, так как температура теплоносителя при таком решении не должна быть более 45 °С. Монтаж теплого пола предусматривает установку коллектора, а обводная перемычка на нем выполняет роль обходного отрезка отопительной трассы и узла смешения.

Смесительный узел в коллекторе – это трехходовой клапан с термодатчиком. Клапан делит поток теплоносителя на две части, одну из которых он направляет в трубы устройства «теплый пол», а вторую – через параллельную магистраль. При этом происходит смешение подачи и обратки, после чего рабочая жидкость поступает обратно рубашку котла.

Перед тем, как сделать байпас по малому контуру, нужно понимать, что перемычка через трехходовой клапан будет соединять подачу и обратку, то есть, коллектор должен быть обязательно включен в схему теплых полов. Работает байпас в такой схеме следующим образом: после запуска котла трехходовой перекрывает поступление холодной рабочей жидкости из теплотрассы в теплогенератор.

После того, как теплоноситель нагреется до заданной температуры (45-50°С), автоматический клапан откроется и пропустит некоторое количество горячего теплоносителя в трубу обратки. Такой прием позволяет избежать накопление конденсата в камере горения и на поверхности рубашки котла.

Металлический или ПВХ отрезок обводной трубы необходим в любой схеме отопления, так как его использование представляет собой экономичный вариант распределения тепла с высоким КПД при экономии твердого, газового, жидкого или электрического энергоносителя. Проще говоря, объем теплоносителя, который подается на радиаторы и другие приборы и устройства, при установке байпаса сокращается, не нарушая нормы расчета теплоотдачи как отдельных элементов системы, так и всей конструкции.

Врезать в систему отопления циркуляционный насос, как правило, нужно вместе с обводным участком трубы. Установку байпасов можно провести своими руками. Циркуляционный насос нужно устанавливать именно на таком участке. При этом байпас будет представлять собой следующие взаимосвязанные части: фильтр, подкачивающее устройство, запорный кран, который может быть заменен автоматическим клапаном.

При этом вся система должна устанавливаться в трубопровод около участка, соединенного с котлом. При этом требуется установка запорного крана на участке от входа до выхода обводного пути.

Рассмотрим принципы работы отопительной системы с циркуляционным насосом и обходным путем. При включении циркуляционного насоса кран, расположенный на обводной трубе, нужно открыть, так как в этот период жидкость движется как раз таки по обходному пути. При этом требуется закрытие шарового крана, который расположен на основном трубопроводе.

Байпас в системе отопления что это такое — теория его необходимости и практика установки

Аналогичные действия выполняются и в случает отключения электроэнергии, так как в этом случает работа циркуляционного насоса прекращается. Запорная арматура позволит направить воду в сторону обратки. Следует отметить, что система байпас может иметь обратный клапан, в этом случает достаточно обойтись открытием крана на обратной магистрали.

Нюансы установки регулирующего устройства изображено на схеме
Нюансы установки регулирующего устройства изображено на схеме

В однотрубной конструкции монтаж байпаса на отопление необходим, чтобы при замене прибора отопления, жидкость продолжала циркулировать. В вертикальной установке радиатор подсоединен к стояку патрубками. Регулятор объединяет патрубки и монтируется перед батареей.

На схеме показано место установки байпасной перемычки на всю систему отопления при использовании твердотопливного котла
На схеме показано место установки байпасной перемычки на всю систему отопления при использовании твердотопливного котла

  • создание постоянного передвижения по основному контуру;
  • регулировка температуры и расхода теплоносителя непосредственно в радиаторе.

Монтаж байпаса позволяет смешивать теплоноситель из центральной магистрали с обратной линией батареи. За счет этого увеличивается температура и эффективность обогрева в целом.

Нюансы обвязки

  • чтобы направить воду в правильном направлении, нужно чтобы сечение перемычки было меньшего размера, чем сечение основного трубопровода;
  • монтаж конструкции производится рядом с прибором отопления, но как можно дальше от стояка;
  • краны монтируются между входом/выходом батареи и регулирующей перемычкой;
  • для автоматизации температуры прибора применяются терморегуляторы;
  • при монтаже конструкции рядом с котлом нельзя допускать перегрева;
  • на срезы магистрали монтируются тройники;
  • нельзя устанавливать задвижку или вентиль на бесклапанное устройство.

Вариант обвязки для однотрубной конструкции

При монтаже установки нужно соблюдать строительные нормы. Рядом с устройством байпаса должны присутствовать крепления или специальные опоры для труб.

Как установить систему

Желательно устанавливать байпасы одновременно с установкой системы отопления. Иногда такое устройство требуется установить в уже имеющуюся отопительную систему. Наиболее предпочтительный сезон установки в последнем случае – теплые времена года, так как в такой период отопительную систему не эксплуатируют. Следует помнить, что при проведении монтажных работ из трубопровода жидкость нужно сливать.

Читайте также:  Декупаж батареи отопления: мастер класс своими руками

Необходимо отметить, что сами работы и сложность их осуществления находятся в прямой зависимости от материалов, из которых изготовлен трубопровод, а также сам отопительный контур. Наиболее простыми будут работы с металлопластиком. А полипропилен или металл требуют использования сварочных устройств. То есть установить своими руками не получится, потребуется помощь специалистов.

Байпас в системе отопления что это такое: правильная, самостоятельная установка байпаса в системе отопления

Байпас в системе отопления что это такое: правильная, самостоятельная установка байпаса в системе отопления

При самостоятельной установке нужно помнить, что в первую очередь внимание уделяется участку обводного пути, который устанавливается параллельно с обраткой

Важно не забыть врезать также запорные краны. Также нужно быть внимательным к сторонам трубы – лучше их не путать.

Также нужно быть внимательным к сторонам трубы – лучше их не путать.

Итак, байпас – важное и полезное устройство, которое может быть помочь во многих ситуациях, поэтому его установкой лучше не пренебрегать.

Эксплуатация

Сразу стоит заметить: байпас является весьма важным устройством, из-за чего экономия средств на нем может повлечь за собой неприятные последствия в виде аварий и неправильного теплоснабжения. Также такое отношение к системе отопления вызовет поломку не только установленного устройства, но и других ее частей.

Байпас

Убедиться в надежности приобретаемой продукции просто: нужно проследить за следующими соответствиями нормативам:

  • к товару должна быть приложена документация, свидетельствующая о его сертификации;
  • в местах сварки, на швах, не должно быть пор;
  • у владельца должно быть свидетельство о гигиеничности с заверенной печатью;
  • участки, имеющие резьбу, должны с легкостью откручиваться.

В некоторых случаях использование байпаса запрещено, в особенности если вода имеет слишком жесткий состав.

Роль байпаса в системе теплых полов

Если вы решили установить в доме систему водяных теплых полов, то без байпасного обвода не обойтись. он является обязательным элементом смесительного узла.

Дело в том, что нагрев теплоносителя в отопительном баке происходит до достижения температуры около 80 градусов. Если настолько горячая жидкость пойдет в пол, вы просто не сможете по нему ходить, поскольку он будет обжигать. Соответственно, необходимо как-то регулировать температурный показатель.

Здесь на помощь приходит трехходовой клапан. Он отделяет количество теплоносителя, необходимое для прогрева системы теплого пола до 45 градусов, не более. Остальная жидкость уходит по байпасному отводу. При этом в нее подмешивается уже охлажденная вода, и все это дело дружно возвращается в котел для дальнейшего подогрева.

Решение проблемы с распределением теплоносителя

Данная проблема может быть решена несколькими способами:

Как сделать байпас в систему отопления

Первый вариант сулит серьезные расходы – большие батареи стоят дороже маленьких. Второй вариант решает проблему далеко не полностью – даже очень интенсивная циркуляция вряд ли поднимет температуру на конечном участке до необходимой нормы.

  • Тщательным подсчетом количества секций – соответственно, чем меньше температура теплоносителя, тем больше нужно секций для отдачи необходимого количества тепла в помещение;
  • Монтажом циркуляционного насоса – он обеспечит принудительную циркуляцию, тем самым обеспечивая быструю подачу теплоносителя к дальним радиаторам;
  • Установкой байпаса на радиаторе – байпасные узлы монтируются на всех батареях, соединяя их входы и выходы.

Установка байпаса в системе отопления станет оптимальным вариантом. Соединяя между собой входы и выходы радиаторов, байпасная линия обеспечит подачу горячего теплоносителя к дальним приборам. Рассмотрим преимущества такой схемы:

  • Оптимальное распределение тепла в системе – часть теплоносителя будет течь дальше, практически не меняя своей температуры;
  • Возможность раздельной регулировки температуры в каждом помещении – для этого батареи оснащаются термостатическими клапанами;
  • Легкость ремонта без остановки всей отопительной системы – система байпас обеспечит беспрепятственное протекание теплоносителя к следующим батареям, в то время как сломавшийся радиатор можно будет легко демонтировать для ремонта или замены.

Таким образом, третий вариант является оптимальным.

Температура в контуре при использовании байпаса падает, но ненамного, что увеличивает длину одной линии. Нередко применяется комбинация из байпасной линии и циркуляционного насоса.

Байпас в узле циркуляционного насоса

В современном отоплении циркуляционные электронасосы постепенно вытесняют разводки с естественной циркуляцией благодаря своим преимуществам: быстрому перемещению потока жидкости и регулировке скорости его движения, позволяющей обеспечить ускоренный обогрев холодного помещения. Немаловажным достоинством является возможность программирования режимов функционирования, безопасность замкнутого контура при использовании ядовитого незамерзающего антифриза — этиленгликоля.

Единственным недостатком является зависимость от циркуляционного насоса — если отсутствует подача электроэнергии или произошла его поломка, подача тепла становится невозможной. Применение простой перемычки между участками прямой и обратной ветви с установленным электронасосом позволяет избавиться от этой проблемы, создавая обходной путь рабочему телу. При подключении элемент лучше установить горизонтально, хотя на практике можно встретить и вертикальное расположение байпаса.

Иногда в патрубок-байпас врезают запорный вентиль, при этом другие два крана монтируются на входе и выходе узла с циркулярным насосом — это позволяет легко демонтировать насосное оборудование без слива воды для ремонта, профилактических работ, замены.

Байпас в системе обвязки котла отопления на твердом топливе

Основное отличие твердотопливного котла от газового — высокая температура горения отопительных материалов (древесный и каменный уголь, дрова, торфяные брикеты, пеллеты) и невозможность ее регулировки.

Если разогревать твердотопливные котлы отопления, они в течение короткого времени достигают очень высоких температур, и взаимодействие горячего воздуха с холодным теплоносителем приводит к слишком большому температурному перепаду. Данный фактор негативно сказывается на прочностных характеристиках разделяющих источники материалов, приводя их ускоренному износу — чугун не любит такие перепады температур и может треснуть, а сталь подвергается повышенной коррозии. К тому же быстрый высокотемпературный нагрев способствует образованию на поверхности дымохода конденсата, на который оседает поступающая с дымом сажа.

Единственный технически приемлемый и грамотный выход из положения — снизить период времени взаимодействия горячего воздуха в котле с холодным теплоносителем. Для решения этой задачи создают малый отопительный контур твердотопливного котла, в котором циркулирует небольшое количество жидкости. Перемещаясь по замкнутому кругу через байпасную перемычку, вода быстро прогревается, после чего постепенно поступает в основную систему через приоткрывающийся термостатический клапан, настроенный на определенную температуру. Горячая вода смешивается с основным теплоносителем и постепенно его нагревает, обеспечивая плавный запуск всей системы без резких температурных перепадов. Данная методика существенно продлевает срок службы всего оборудования, снижает периодичность профилактических работ по очистке дымоходных каналов, увеличивает КПД системы.

Байпас в системе обвязки твердотопливного котла

Ошибки, часто встречающиеся при самостоятельном монтаже

Нередко домашние умельцы, решившие собственноручно поставить новые алюминиевые радиаторы вместо отслуживших свое чугунных, допускают 2 распространенных огреха:

  • оснащают прямой байпасный отрезок шаровым краном в стремлении направить всю нагретую воду в батарею;
  • собирают смесительную конструкцию, дополнив ее трехходовым краном с целью самостоятельной регулировки теплоотдачи.

Второй пример с натяжкой можно назвать допустимым, если речь идет об индивидуальном отоплении, здесь домовладелец может единолично распоряжаться отдачей греющего узла. В стандартных многоквартирниках соседи могут оказаться в уязвимом положении, если кто-то один разбалансирует систему, забрав больше тепла.

Наконец, если байпас дополняет конструкцию полотенцесушителя, он предназначен лишь для удобства замены и обслуживания этого обогревателя. Рассматриваемый элемент не оказывает влияния на теплоотдачу, так как давление и скорость движения среды в водопроводе здесь изменяются в незначительной степени.

Советы и рекомендации

Прежде чем приступить к монтажу байпаса в отопительной системе многоквартирного дома в первую очередь о своем решении следует письменно уведомить представителей местного ЖКХ для согласования вопроса о временном отключении подачи теплоносителя с котельной. После этого придерживайтесь следующих рекомендаций:

Чтобы вода нормально поступала в прибор обогрева необходимо, чтобы диаметр трубы обходного участка был на один размер меньше, чем в общем контуре.
Приобретая готовый байпасный узел необходимо требовать сертификат качества, который послужит гарантией долговечной и нормальной работы устройства.
При покупке элементов обходного участка следует проверить резьбовые соединения – они должны легко откручиваться и при затягивании не прокручиваться.
Решив монтировать байпас, используйте только шаровые краны, поскольку они имеют не только низкое гидравлическое сопротивление, но и легко открываются и закрываются.
Неважно, работает байпас или нет, необходимо время от времени открывать и закрывать все краны во избежание прикипания шара и значительно увеличит срок эксплуатации всех элементов узла.
Перед вводом отопления в эксплуатацию после длительного простоя нужно непременно развоздушить участок с циркуляционным насосом.
На протяжении всего отопительного сезона следует выполнять профилактическую очистку фильтров, установленных в байпасной системе.
Во избежание ошибок, и чтобы отопление работало эффективно, желательно поручить проведение всех работ опытному специалисту.

Байпас в системе отопления что это такое: правильная, самостоятельная установка байпаса в системе отопления

Байпас: фото

Что такое байпас и зачем он нужен

Что такое байпас и зачем он нужен
Что такое байпас и зачем он нужен

Что такое байпас и зачем он нужен

Что такое байпас и зачем он нужен

Источники:

  • https://otoplenie-expert.com/elementy-otopleniya/bajpas-v-sisteme-otopleniya-chto-eto-takoe.html
  • https://SantehnikPortal.ru/otoplenie/bajpas.html
  • https://kotle.ru/otoplenie/bajpas-na-otoplenie
  • https://banya10.ru/radiatory/rezhim-bypass-chto-eto.html
  • https://sandizain.ru/vodoprovod-kanalizaciya/chto-takoe-bajpas-i-zachem-on-nuzhen.html
  • https://TeploRes.ru/montazh-i-remont/kran-na-bajpase.html
  • https://ETanchiki.ru/truby/bajpas-dlya-cirkulyacionnogo-nasosa.html
  • https://karniz-dv.ru/remont-i-strojka/shema-bajpasa-dlya-otopleniya.html
  • https://vse-otoplenie.ru/bajpas-ustrojstvo-i-princip-raboty-osobennosti-montaza-svoimi-rukami-bajpasnogo-klapana
  • https://aqueo.ru/otoplenie/radiator/bajjpas-chto-takoe.html
  • https://oboiman.ru/teplo/bajpas-cto-eto-takoe-v-sisteme-otoplenia-dla-cego-on-nuzen.html
  • https://oboiman.ru/ingeneer/bajpas-v-sisteme-otoplenia-ispolzovanie-i-shemy-ustanovki.html
  • https://montagtrub.ru/chto-takoe-baypas-v-sisteme-otopleniya-individualnogo-doma/
  • https://kachestvolife.club/otoplenie/kak-ustanovit-baypas-v-sistemu-otopleniya-varianty-i-pravila-ustanovki
  • https://injcar.ru/remont/chto-takoe-bajpas-i-zachem-on-nuzhen.html
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Котлы и отопление