Твердотопливный котёл на коксе

Котел на коксе

Твёрдое топливо, используемое в качестве источника энергии, подразделяется на топливо естественного и искусственного происхождения. К природному топливу  относятся: каменный и бурый уголь, антрацит, торф, горючие сланцы.

Каменноугольный, торфяной и нефтяной кокс, получаемый с помощью пирогенетической переработки различных природных видов топлива, относится к искусственному топливу. В бытовом отоплении, чаще всего, используют длиннопламенные каменные, бурые угли, антрацит, кокс.

Основные характеристики кокса

Коксованием называют сухую перегонку каменного угля, проводимую в интервале температур 900-12000С. Цель этого процесса – получение кокса, который технологически необходим в чёрной и цветной металлургии, литейном производстве и химической отрасли. Запасы коксующихся углей ограничены, поэтому в качестве сырья коксохимического производства используют смесь углей разных марок, взятых в определённом соотношении. Подобранная шихта должна обеспечивать решение нескольких задач:

  • образование кокса с определёнными техническими характеристиками;
  • полноту спекания в процессе коксования;
  • надлежащий выход газа и прочих продуктов коксования.

Нефтяной кокс является конечным продуктом полной перегонки тяжёлой нефти. Внешне он похож на уголь, имеет малый выброс летучих веществ. Этот углеродистый твёрдый остаток используется в отоплении в смеси с каменным углём, что предотвращает колосники от разрушения. Условиями хранения, транспортировки и организации сжигания нефтяной кокс схож с углями.

Основные свойства нефтяного кокса:
Каменноугольный кокс

  • зольность – менее 0,5%;
  • влага – до 10%;
  • сера – до 4%;
  • летучие вещества составляют менее 11%;
  • теплотворная способность равна 7500 ккал/кг;
  • температура воспламенения – 5000С.

Высокие экологические свойства нефтяного кокса обеспечиваются минимальным количеством минеральных включений и, следовательно, низким выделением золошлаковых частиц при сгорании топлива.

Особенности отопления коксом

Эффективность использования кокса в качестве топлива во многом обеспечивается его хранением в сухом месте и правильным подбором фракции. Измельчать слишком крупные куски топлива можно только с помощью точечных ударов.

В результате правильного сжигания кокса должна образовываться порошкообразная смола. Кокс нельзя загружать слишком тонким слоем, поскольку в этом случае он может вообще не загореться. Вторым вариантом может стать слишком быстрый проход воздуха через тонкий слой кокса, в результате чего горячие газы будут выбрасываться в дымовую трубу. При загрузке слишком толстого слоя кокса может наблюдаться его тление с выделением угарного газа.

Эффективность сгорания кокса зависит не только от вышеперечисленных факторов, но и от тяги в отопительном агрегате. Одной из тонкостей использования этого топлива является необходимость регулировки поступающего в топочное пространство воздуха. При холодной погоде поступление воздуха в топку увеличивают, но при слишком большой интенсивности горения кокса на колосниковые решётки может налипать зола.

Модели работающие на коксе

Антрацит и кокс горят далеко не во всех типах твердотопливных котлов и, чаще всего, применяются в качестве добавок, а не в роли основного топлива.

Внутреннее устройство котла Тисом-1 твердотопливного

Твердотопливные котлы Bosch в качестве основного топлива используют бурый уголь, а в качестве вспомогательного – каменный уголь, дрова влажностью до 25%, угольные брикеты, кокс.

  • Модель Solid 2000 B2 мощностью 16 кВт стоит примерно 1100 долларов. Расход основного топлива составляет 1,5-4 кг/час, КПД – 78%, температура теплоносителя в отопительном контуре 65-900С. Время работы агрегата на одной загрузке при номинальной мощности составляет примерно 3,2 часа.
  • Solid 2000 B2 мощностью 32 2 может обеспечить обогрев площади до 280 м2>. КПД этой установки – 82%. На одной загрузке котёл может работать 4,1 часа. Стоимость этой модели составляет примерно полторы тысячи долларов.
Котлы и отопление